Важное требование к компрессору – это качество сжатого воздуха. Речь идет не только о давлении, но и о посторонних примесях в поставляемом им воздухе. Масляный и безмасляный компрессоры в этом пункте отличаются кардинально.
Маслозаполненные компрессоры характеризуются тем, что для их работы необходимо специальное масло, заливаемое в картер. Масло выполняет несколько функций. Во-первых, оно смазывает внутренние детали, предохраняя от трения. Противовесы вала, проходя по цилиндру, окунаются в смазку и, совершая обратное движение, разбрызгивают его на остальные части механизма, поршневые кольца и подшипники коленвала. Масло создает между металлическими деталями тонкую пленку, предохраняя их от быстрого изнашивания.
Кроме того, масло играет роль теплоотводчика. При интенсивном движении все внутренние части агрегата нагреваются, и масло спасает механизм от перегрева. Плюс ко всему масло необходимо для полной герметичности конструкции и очистки ее от продуктов трения.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к плюсам. Главный же минус маслозаполненных компрессоров в том, что в сжатый воздух неизбежно будут попадать мельчайшие частицы масла. Не всегда этот показатель имеет значение, но если к сжатому воздуху предъявляются повышенные требования, то масляный компрессор будет под запретом.
Что касается безмасляных агрегатов, то они как раз поставляют чистый сжатый воздух высокого качества, но при этом имеют другие особенности. В их конструкции невозможно избежать трения внутренних деталей друг об друга, но, поскольку масло для защиты не используется, производители выполняют комплектующие из специальных, иногда дорогостоящих материалов (фторопласт, керамические композиты), с низким коэффициентом трения. В герметичных подшипниках уже имеется смазка.
Трение минимизировано настолько, насколько это возможно, но избежать его полностью все же нельзя. Поэтому детали безмасляного компрессора изнашиваются в несколько раз быстрее, чем у масляного. С особенностями конструкции связан и другой недостаток – отсутствие теплоотвода. Если такой компрессор будет работать больше установленного времени, то перегрев неизбежен. Поэтому безмасляные компрессоры могут работать примерно 15-20 минут в час.
Становится понятно, что безмасляный компрессор не предназначен для интенсивных и непрерывных работ на производстве или в мастерской. Из-за меньшей производительности и более низкого давления сфера их деятельности ограничена. Они используются преимущественно в быту, где нет необходимости в длительной работе или же на тех производствах, где существуют повышенные требования к качеству воздуха. К ним относятся пищевая, химическая, фармацевтическая промышленность, покрасочные работы, а также те цеха, где недопустима установка маслозаполненных машин из соображений безопасности.
Однако, качество воздуха и производительность – это не единственные отличия. Не стоит забывать об особенностях эксплуатации и технического обслуживания.
Маслозаполненный компрессор требует постоянного наблюдения за уровнем масла, его необходимо доливать и периодически заменять полностью. Использовать любое масло запрещено, только то, которое рекомендовано производителем. На безмасляном компрессоре эти работы не нужны, но здесь придется часто менять поршневые кольца.
Существуют случаи, когда необходимы одновременно и высокая производительность и высокое качество поставляемого воздуха. В этом случае на масляный компрессор на выходе устанавливаются воздушные фильтры, которые предназначены для задержки масляной взвеси. Нужно понимать, что такое конструктивное решение имеет и свои недостатки: фильтр не гарантирует полной очистки, требует периодической замены и снижает рабочее давление воздуха.